Министерство ЖКХ. Разъяснение по вывозу, переработке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг” (далее – Закон), статьей 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. услуга по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов относится к основным жилищно-коммунальным услугам, договор на оказание данной услуги является публичным.
Типовой договор на оказание услуг по вывозу от одноквартирных, блокированных жилых домов твердых коммунальных отходов, их обезвреживанию и переработке утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг”.
Согласно статье 18 Закона потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, подготовленный и представленный исполнителем, за исключением случаев, когда потребитель письменно отказался от заключения такого договора и неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно.
При этом заключение договора является для потребителей жилищно-коммунальных услуг гарантией защиты своих прав в случае оказания этой услуги с недостатками либо ее неоказания.
Порядок начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги определен Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Положение).
До вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 233 “О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь” (далее – Постановление) порядок начисления платы за услугу по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов в жилом помещении, в котором отсутствовали зарегистрированные по месту жительства граждане, определялся пунктом 52 Положения, в соответствии с которым плата за данную услугу начислялась исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов на одного плательщика жилищно-коммунальных услуг по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Данная норма обусловлена следующим.
Согласно пункту 8 статьи 17 Закона Республики Беларусь 20 июля 2007 г. “Об обращении с отходами” собственники отходов потребления обязаны принять меры по их доставке в санкционированные места хранения отходов. В соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами, утверждаемой местным исполнительным и распорядительным органом для конкретного населенного пункта Республики Беларусь, санкционированным местом хранения отходов потребления для граждан может быть или специально обустроенная площадка с контейнерами, или специальное транспортное средство (мусоровоз) при подомовом объезде частных домовладений.
Таким образом, граждане, имеющие в собственности жилые дома, не вправе отказаться от оказания услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов по следующим основаниям:
- свои отходы потребления граждане обязаны размещать в санкционированных местах временного хранения (в контейнерах на специально оборудованных площадках или в специальных транспортных средствах);
- предоставить гражданам санкционированные места временного хранения отходов потребления в населенных пунктах могут только организации жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие деятельность по обращению с коммунальными отходами, в том числе их сбор и вывоз в санкционированные места размещения;
- услуга по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов является основной жилищно-коммунальной услугой;
- у исполнителя, организации жилищно-коммунального хозяйства, отсутствует техническая возможность на практике не оказывать названную услугу конкретному потребителю;
- организации жилищно-коммунального хозяйства обязаны осуществлять удаление всех отходов потребления, образующихся в населенных пунктах, в том числе с целью обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, обязаны осуществлять вывоз отходов, размещенных в несанкционированных местах.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с Законом отказ собственника жилого дома от его заключения не освобождает его от обязанности внесения платы за данную основную жилищно-коммунальную услугу.
Обращаем внимание, что, так как установление нормативов образования твердых коммунальных отходов входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов, министерством письмом от 18 февраля 2015 г. № 06-19/341 предлагалось целесообразным рассмотреть возможность установления отдельного норматива образования твердых коммунальных отходов для жилых домов, находящихся в сельской местности, в которых отсутствуют зарегистрированные (проживающие) граждане, и которые используются в летний период в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей.
Со вступлением в силу с 1 января 2016 г. Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 “О предоставлении жилищно-коммунальных услуг” (далее – Указ) изменился состав основных жилищно-коммунальных услуг. При этом услуга по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов переименована в услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В настоящее время нормативные правовые акты приводятся в соответствие с терминологией Указа.
Первый заместитель Министра
О. Г. Поскробко