Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного (статья 1 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией»).
В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институционные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных в том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.
Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность.
Анализ информации правоохранительных органов Гродненской области за 2023 год позволяет сделать выводы, что основную массу уголовных дел, связанных с коррупционными преступлениями, которые были переданы в суды области составляют дела, возбужденные по:
– статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за преступление, связанное с хищением имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, санкция данной статьи предусматривает наказание от 4 до 12 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
– статьям 430 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам получения и дачи взятки, санкции статей предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и до 7 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа соответственно;
– статьям 424 и 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями и превышению власти или служебных полномочий, санкции статей предусматривают наказание от 3 до 10 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
– статье 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту злоупотребления властью, бездействия власти либо превышении власти, санкция статьи предусматривает наказание от 2 до 12 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Следует отметить, что коррупция является серьезной общественно-политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государства, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.
Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:
– расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;
– нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;
– неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;
– в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников;
– повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;
– ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.
В целом потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.
Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.
Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.
Учитывая указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.
Общими механизмами профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются:
исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативно правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;
обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно-коммуникационных технологий при их осуществлении;
совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков, обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;
совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;
повышение эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;
развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;
обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;
осуществление деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;
повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;
периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.
Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией:
создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организацией в данной сфере;
оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;
внедрение системы оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;
изучение влияния практики применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведения электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.
Предупреждение коррупции в публичном секторе:
использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;
внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;
оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;
повышение активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;
расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;
обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.
Работа комиссии ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство» по противодействию коррупции направлена на реализацию указанных выше механизмов профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются.
Согласно приказу №1207п от 27.11.2023 г. утвержден состав постоянно действующей комиссии по противодействию коррупции:
Председатель комиссии – Мисюля М.М., генеральный директор.
Члены комиссии:
Лисица А.Н., первый заместитель генерального директора;
Семашко С.Н., заместитель генерального директора по информационно-воспитательной и идеологической работе;
Кондрусевич О.В., главный бухгалтер;
Когут В.С., начальник управления правовой, кадровой работы и закупок;
Жук О.В., начальник планово-экономического отдела;
Вишневский В.В., ведущий юрисконсульт отдела правовой и кадровой работы управления правовой, кадровой работы и закупок.
Статья Уголовного кодекса Республики Беларусь | Характер преступления |
статья 210 | Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями |
части 2 и 3 статьи 235 | Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий |
статья 424 | Злоупотребление властью или служебными полномочиями |
статья 425 | Бездействие должностного лица |
части 2 и 3 статьи 426 | Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности |
статья 429 | Незаконное участие в предпринимательской деятельности (субъектами данного преступления являются только лица, находящиеся на государственной службе) |
статья 430 | Получение взятки |
статья 431 | Дача взятки |
статья 432 | Посредничество во взяточничестве |
статья 455 (воинские преступления) | Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти |
- завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- под финансовой операцией в настоящей статье понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления;
- под средствами в настоящей статье и статье 290 1 настоящего Кодекса понимаются денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
- лицо, участвовавшее в легализации средств, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном и способствовало выявлению преступления.
- исключена;
- умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), – наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- исключена;
- умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, – наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- дача взятки – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа;
- дача взятки повторно, либо в крупном размере, либо с использованием своих служебных полномочий – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа;
- дача взятки в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 430 и 432 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом или без штрафа.
- непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) – наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет;
- посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, – наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет;
- посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.
- принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда (принятие незаконного вознаграждения) либо предоставление такого вознаграждения – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа;
- те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, а равно принятие незаконного вознаграждения, совершенное путем вымогательства, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;
- действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
- отказ в приеме обращения гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин;
- отсутствие книги замечаний и предложений или непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.