О борьбе с коррупцией

Home О борьбе с коррупцией

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В белорусском законодательстве коррупция определена как  умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного  (статья 1 Закона Республики Беларусь  от 15 июля 2015 г. № 305-З  «О борьбе с коррупцией»).

В Республике Беларусь сформирована законодательная база, созданы необходимые институционные механизмы борьбы с коррупцией, реализуется комплекс организационных мер, направленных в том числе на устранение причин и условий этого общественно опасного явления.

Несмотря на принимаемые меры, проблема коррупции сохраняет свою актуальность.

Анализ информации правоохранительных органов Гродненской области за 2023 год позволяет сделать выводы, что основную массу уголовных дел, связанных с коррупционными преступлениями, которые были переданы в суды области составляют дела, возбужденные по:

– статье 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающей ответственность за преступление, связанное с хищением имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, санкция данной статьи предусматривает наказание от 4 до 12 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– статьям 430 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам получения и дачи взятки, санкции статей предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом и с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и до 7 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа соответственно;

– статьям 424 и 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями и превышению власти или служебных полномочий, санкции статей предусматривают наказание от 3 до 10 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

– статье 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту злоупотребления властью, бездействия власти либо превышении власти, санкция статьи предусматривает наказание от 2 до 12 лет лишения свободы со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Следует отметить, что коррупция является серьезной общественно-политической проблемой современных государств, разрушает социально-экономические, политические и правовые основы государства, правопорядка, взаимной социальной ответственности государства и общества за обеспечение национальной безопасности.

Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:

– расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

– нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;

– неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;

– в случае нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств замедляется появление эффективных частных производств и собственников;

– повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;

– ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.

В целом потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.

Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.

Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.

Учитывая указанные обстоятельства, в борьбе с коррупцией первостепенное значение имеют меры профилактического (предупредительного) характера, позволяющие целенаправленно и системно воздействовать на причины и условия, способствующие различным проявлениям коррупции.

Общими механизмами профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются:

исключение неопределенности и (или) неоднозначности положений нормативно правовых актов, регулирующих общественные отношения, подверженные коррупционным рискам;

обеспечение соразмерности административной нагрузки на физических и юридических лиц реально существующим потребностям регулирования их деятельности посредством сокращения и упрощения административных процедур, а также расширение практики применения информационно-коммуникационных технологий при их осуществлении;

совершенствование условий осуществления деятельности субъектов хозяйствования с использованием принципа риск-ориентированного подхода, поддержание конкурентных рынков, обеспечение неприкосновенности собственности как базовое условие долгосрочных инвестиций и экономической активности;

совершенствование системы учета, распоряжения и использования государственного имущества;

повышение эффективности деятельности комиссий по противодействию коррупции;

развитие системы общественного контроля, активное вовлечение в сферу противодействия коррупции граждан Республики Беларусь, организаций, в том числе общественных объединений, иных представителей гражданского общества;

обеспечение безопасности лиц, которым причинен вред совершением правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также лиц, сообщающих о совершении данных правонарушений;

осуществление деятельности, направленной на стимулирование лиц сообщать о фактах коррупции в целях привлечения виновных к установленной законодательными актами ответственности;

повышение уровня подготовки специалистов в сфере противодействия коррупции;

периодическое проведение исследований состояния коррупции и эффективности принимаемых мер по борьбе с ней.

Совершенствование ценностных основ функционирования общества и деятельности государства в области борьбы с коррупцией: 

создание условий для осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, взаимодействия гражданского общества с государственными органами и организацией в данной сфере;

оптимизация системы правового просвещения и антикоррупционного образования и воспитания населения в целях формирования атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, повышения активности представителей гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией;

внедрение системы оценки субъектами общественного контроля качества государственных услуг, своевременности и прозрачности (открытости) порядка их предоставления как средства выявления коррупциогенных факторов;

изучение влияния практики применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества (при осуществлении административных процедур, проведения электронных аукционов, рассмотрении электронных обращений, реализации механизмов электронного здравоохранения, дистанционного образования и т.д.) на состояние коррупции, при необходимости совершенствование правового регулирования в данной области, а также разработка новых форм и методов борьбы с правонарушениями, создающими условия для коррупции, и коррупционными правонарушениями.

Предупреждение коррупции в публичном секторе:

использование в деятельности государственных органов и организаций систем оценки коррупционных рисков и управления такими рисками;

внедрение в деятельность государственных должностных лиц кодексов этики (стандартов поведения), иных правил и требований;

оптимизация системы ограничений, устанавливаемых законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных и приравненных к ним лиц, в том числе дифференциация таких ограничений для различных категорий лиц;

повышение активности представителей гражданского общества в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, законодательное закрепление механизмов вовлечения их в процесс обсуждения;

расширение практики использования в деятельности государственных органов и организаций прозрачных и объективных систем приема на работу и продвижения по службе, установление алгоритмов и критериев оценки соответствия кандидатов предъявляемым требованиям;

обеспечение размещения на сайтах государственных органов и организаций информации о принимаемых ими мерах в сфере борьбы с коррупцией.

Работа комиссии ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство» по противодействию коррупции направлена на реализацию указанных выше механизмов профилактики и борьбы с коррупцией, устранения ее базовых причин и условий являются.

Согласно приказу №1207п от 27.11.2023 г. утвержден состав постоянно действующей комиссии по противодействию коррупции:

Председатель комиссии – Мисюля М.М., генеральный директор.

Члены комиссии:

Лисица А.Н., первый заместитель генерального директора;

Семашко С.Н., заместитель генерального директора по информационно-воспитательной и идеологической работе;

Кондрусевич О.В., главный бухгалтер;

Когут В.С., начальник управления правовой, кадровой работы и закупок;

Жук О.В., начальник планово-экономического отдела;

Вишневский В.В., ведущий юрисконсульт отдела правовой и кадровой работы управления правовой, кадровой работы и закупок.

Перечень коррупционных преступлений
Статья Уголовного кодекса Республики БеларусьХарактер преступления
статья 210Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями
части 2 и 3 статьи 235Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий
статья 424Злоупотребление властью или служебными полномочиями
статья 425Бездействие должностного лица
части 2 и 3 статьи 426Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности
статья 429

Незаконное участие в предпринимательской деятельности

(субъектами данного преступления являются только лица, находящиеся на государственной службе)

статья 430Получение взятки
статья 431Дача взятки
статья 432Посредничество во взяточничестве

статья 455

(воинские преступления)

Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти
9 июля 1999 г. № 275-З (выдержки)
Преступления против собственности
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями*
Преступления против порядка осуществления экономической деятельности
Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем*
Примечания:
Преступление против интересов службы
Злоупотребление властью или служебными полномочиями
Бездействие должностного лица
Превышение власти или служебных полномочий
Получение взятки
Дача взятки
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.
Посредничество во взяточничестве
Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Незаконное вознаграждение
Примечание. Лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.
06 января 2021 г. № 91-З (Особенная часть)
Административные правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина
Отказ в предоставлении гражданину информации
Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц
Нарушение законодательства об административных процедурах
Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами для осуществления административной процедуры документов или сведений, не предусмотренных законодательством, либо требование документов или сведений, которые должны запрашиваться государственным органом, иной организацией самостоятельно, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления документов или сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, сроков осуществления административной процедуры, либо неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры, либо неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Административные правонарушения против собственности
Мелкое хищение
Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения – влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Административные правонарушения против порядка управления
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Неправомерный отказ в выдаче или уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо нарушение срока и порядка выдачи такого специального разрешения (лицензии), либо противозаконное ограничение прав и интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица или иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
Предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставление которой запрещено законодательными актами, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин.